МАРСЕЛЬ ШАРИФУЛЛИН

Журнал «Publish» №10, 2015 год

Необходимость автоматизации полиграфических производств настолько очевидна, что сложно добавить что-то новое в тему номера. Поэтому проведём своеобразную ретроспективу развития производственных процессов в мире.

Ещё в 1776 г. Адам Смит на примере работы булавочной мануфактуры показал, что разделение и специализация производственных операций способны увеличить производительность предприятия в сотни раз. Если один рабочий мог самостоятельно выполнять не более 20 булавок в смену, то после разделения техпроцесса на 18 операций и организации отдельных рабочих мест для каждой операции производительность на одного человека увеличилась до 4800 булавок в смену — в 240 раз. Кроме этого, такое разделение проложило путь к механизации отдельных участков, начался бум конструирования машин. Кстати, историки признают, что именно благодаря развитию механизированных производств Англии обеспечила себе мировое господство в ХIХ веке.

Следующим этапом в развитии производства после специализации и механизации рабочих операций стала их автоматизация, которая позволяла не только увеличить производительность, но и сократить пагубное влияние человеческого фактора: стабилизировать качество продукции и сократить издержки, связанные с персоналом. На современных булавочных производствах на каждого работающего приходится выпуск примерно 800 тыс. булавок в смену. Причём один оператор способен управлять работой 24 автоматизированных станков.

Применительно к нашей отрасли можно сказать, что процесс механизации и автоматизации рабочих операций был запущен с изобретением Гутенбергом печатного станка и не останавливается до сих пор. С тех пор все стадии полиграфического производства постепенно механизировались и автоматизировались, были внедрены новые технологии, обеспечившие лучшее качество печатной продукции, оперативность и эргономичность производства. Ежемесячно мы слышим об очередных полиграфических и издательских ноу-хау, ещё более снижающих издержки и увеличивающих производительность производства. В итоге процесс печати давно перестал быть творческим, требующим искусных печатников-кудесников — он превратился в скучный стабильный процесс с гарантированным результатом, мало зависящим от квалификации сотрудников. Не только современные ЦПМ, но аналоговое оборудование — офсетное и послепечатное — способно сейчас перенастраиваться с тиража на тираж в автоматическом режиме, самостоятельно контролировать качество входных полуфабрикатов и полученных изделий, быстро и без отходов бумаги выпускать тиражи самой разной продукции, дистанционно диагностироваться и обслуживаться сервисными службами.

Умное железо

Современные типографии имеют всё больше автоматизированных машин и всё меньше персонала, и этот процесс, похоже, никогда не остановится. Мы знаем о полностью роботизированных производствах в Японии и США, где люди необходимы лишь для наладки и обслуживания машин. В то же время совсем исключить участие человека в полиграфии невозможно. Потребность в яркой и уникальной рекламе побуждает заказчиков придумывать новые и всё более экзотические виды упаковки, этикеток, издательской печатной продукции. Поставщикам оборудования сложно уследить за полётом фантазии дизайнеров и обеспечить типографии необходимым автоматическим оборудованием. К тому же зачастую новаторские идеи не выдерживают проверку временем и не находят отклик у потребителей. И в этом случае ручного труда не избежать. Варианты для типографий есть такие: либо отказываться от подобных заказов, либо отдавать ручные операции на аутсорсинг в специализированные предприятия с ручным производством. Тем самым штат не будет раздуваться, а квалифицированные специалисты не будут заниматься низкопроизводительным трудом, сохраняя общий КПД автоматизированного производства. Эта тема более подробна была рассмотрена в моих колонках в Publish № 6 (http://www.publish.ru/articles/201406_20013269) и 9 (http://www.publish.ru/articles/201409_20013305) за 2014 г.

Всё вышесказанное — очевидные истины для руководителей полиграфических производств. В то же время ясно, что автоматизировать по последнему слову техники все участки современной типографии невозможно по экономическим причинам. Техника стоит очень дорого, да и смысла в этом на высококонкурентном рынке нет: такое суперпроизводство вряд ли будет загружено достаточным количеством заказов. Хорошим решением этой проблемы является специализация разных типографий и кооперация их между собой. На Западе такие отношения стали обыденными ещё десятилетия назад. Помню свои экскурсии в японские типографии, оснащённые только СТР и десятком офсетных машин среднего и полного формата или, наоборот, только огромным парком послепечатной брошюровальной техники. Прекрасно живут даже узкоспециализированные производства, нацеленные на какую-то одну, например, фальцевально-склеивающую операцию. В одной такой итальянской типографии мы увидели 8 автоматизированных высокопроизводительных линий и всего 5 человек в штате, включая директора. Причём все эти предприятия были загружены заказами и не вынуждены были прибегать к демпингу или другим неэкономическим ухищрениям для привлечения клиентов.

В России почему-то такого партнёрства между владельцами разных типографий мы не наблюдаем. Специализированные послепечатные типографии, получающие заказы от партнёров, можно пересчитать по пальцам рук, специализированных печатных производств, отгружающих свою продукцию партнёрам-типографиям, нет совсем. Но надеюсь, что рано или поздно мы придём к таким отношениям, если, конечно, вследствие кризиса большинство типографий не обанкротится, оставив рынок нескольким типографиям-гигантам.

ПО для автоматизации

С развитием компьютерных технологий в конце прошлого века автоматизации начали подвергаться не только механические процессы, но и продукты умственного труда. Внедрение АСУП позволило сократить управленческий аппарат предприятий, сократить цикл производства, увеличить загрузку оборудования и соответственно выпуск продукции. Эта тема широко освещается в отраслевой прессе последние 10 лет (с некоторыми материалами об АСУП можно ознакомиться на личном сайте автора колонки www.marsel.ru), и на сегодняшний день многие российские типографии в той или иной степени автоматизировали труд своих менеджеров, дизайнеров, бухгалтеров, технологов и другого управляющего персонала типографий. Хотя бы с помощью нескольких независимых программных продуктов, БД Access, таблиц Excel, бухгалтерии от «1С» и самостоятельно разработанных клиентских программ и электронных калькуляторов заказов.

Странным в наши дни выглядит расчёт стоимости заказа на ручном калькуляторе, планирование производства с горизонтом в пару дней, учёт склада и выработки в тетрадке. Хотя я бы не сказал, что для всех отечественных типографий это уже в прошлом. Смешно сказать, но одним из пунктов моего судебного обвинения со стороны моего приемника в типографии МГУ была ликвидация склада фотоформ (которыми никто всё равно не пользовался ввиду их плохого качества и невозможности быстро найти нужную плёнку в стопах высотой в метр) и полный переход на электронный архив всех допечатных материалов.

Наиболее правильным решением является построение единой информационной системы на базе единого ПО, охватывающей все подразделения и службы типографий. Сегодня существует множество таких АСУП для полиграфии. В частности, у меня осталось очень хорошее впечатление от внедрения ПО PrintExpert в типографиях МГУ и «Вива-Стар». Наиболее распространёнными же в России являются продукты отечественных компаний «Моноритм» (A-System и PrintEffect) и «Армекс» («1С-Полиграфия»). Есть ещё и много иностранных продуктов и АСУП, созданных программистами самих типографий. Каждое из таких решений имеет свои достоинства и недостатки. Считаю, что не так важен выбор конкретной программы, как сама необходимость внедрения любой АСУП, чтобы не оказаться в хвосте прогресса и не потерять предприятие в конкурентной борьбе со своими автоматизированными соседями. Конечно, все понимают, что это не только дорогостоящий, но и очень сложный и длительный процесс, тянущийся до одного года. Он требует активного личного участия руководителя и иногда связан с преодолением серьёзного психологического сопротивления сотрудников. Но в любом случае этот путь надо пройти.

АСУП позволят объединить в единую систему и автоматизировать отдел приёма заказов и производственный, складское хозяйство, бухгалтерию и т. п. Одно то, что менеджеры смогут точно рассчитывать реальную себестоимость заказов и отказываться от убыточных работ, а также «видеть» производство в реальном времени и называть реальные сроки выполнения заказов, позволит существенно повысить прибыль типографии и увеличить количество положительных отзывов о её работе. А оптимизация системы управления и сокращение избыточного персонала кроме экономии средств повысит стабильность и безошибочность рабочих процессов. С помощью АСУП руководитель предприятия в любой момент сможет увидеть общую картину движения средств и материалов, финансовые взаимоотношения с клиентами и поставщиками, отдачу конкретных сотрудников и единиц оборудования, вовремя скорректировать ценообразование и рекламную политику предприятия.

Интернет, Web-to-print и будущее

Следующим шагом по пути автоматизации можно назвать внедрение в типографиях современных интернет-технологий: использование облачных хранилищ данных, внедрение технологий web-to-print с онлайн-вёрсткой и оформлением заказов, а также дистанционной оплатой выполняемых работ. Мое видение подобных решений приводилось в прошлых двух колонках (№ 5, http://www.publish.ru/ articles/201505_20013411; 7/8, http://www.publish.ru/articles/201507–08_20013439; за 2015 г). Отмечу лишь то, что на сегодняшний день web-to-print типографий в России очень мало, и увеличение их числа наверняка будет одним из направлений развития нашей отрасли.

Мы живём в интересное время, когда внедрение новых идей и прогресс технологий происходит с огромной, постоянно нарастающей скоростью. Если изобретение печатного станка в 1450 г. позволило удвоить всю информацию, полученную человечеством за предыдущие тысячелетия, примерно в течение последующих 50 лет, то сейчас оно происходит через каждые… 3 дня. В будущем же на это будут требоваться минуты. Эти массивы информации с помощью новой технологии BigData уже сейчас используются в самых разных областях. Например, лидеры ИТ-индустрии Google и Apple реализовали сервис подсказок, который генерирует советы пользователям сайтов не только на основе миллиардной статистики по предыдущим запросам, но и учитывает данные конкретного пользователя: историю его посещений разных сайтов, геолокацию, информацию о его знакомых, коллегах, местных событиях и т. п. Крупнейший в мире книжный интернет магазин Amazon заявляет, что более трети своих продаж осуществляет за счёт такой умной системы рекомендаций. С помощью BigData созданы полностью автоматизированные системы, заменяющие работу биржевых брокеров, юристов в США (специальное ПО выносит прогноз решения суда на основе анализа БД из миллионов предыдущих дел, статьи обвинения, личности судьи и т. п.), редакторов (недавно в Японии была внедрена программа, способная самостоятельно писать небольшие статьи о текущих новостях и делать анализ событий не хуже любого журналиста) и других профессий умственного труда. Google обещает уже к 2020 г. начать выпуск автомобиля без водителя и уже 8 лет успешно испытывает тестовый автомобиль-робот на дорогах общего пользования.

Если задуматься об этом, то возникают мысли, что, может, такие сверхсовременные технологии когда-либо будут использоваться и в полиграфии будущего. По крайней мере, умные сайты типографий уже сейчас способны не только фиксировать сделанные заказы, но и отслеживать посещение разных страниц сайта типографии и даже движения мышки пользователя на них. И это может быть использовано для построения эффективных рекламных компаний и маркетинговых программ предприятий. Отслеживание же и сохранение информации о бывших и потенциальных клиентах может быть полезно для рекомендации им новой полиграфической продукции. Появление новых идей и технологий сейчас происходит с такой скоростью, что трудно представить, какой может стать полиграфия уже в ближайшие десятилетия. И те, кто смогут подстроиться под меняющийся мир, сохранят или достигнут ведущих позиций в будущем.